Часть 4. Концептуально-проектный метод (КПМ) Часть 4. Концептуально-проектный метод (КПМ) | Искусство землепользования

Методика

ЧАСТЬ 4. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД (КПМ)

Статья представляет адаптированную версию метода для решения территориальных вопросов
Image

Концептуально-проектный метод (КПМ) — это практический инструмент для решения самых разных задач, связанных с территорией. Он помогает работать с юридическими сложностями, улаживать конфликты, планировать пространство и готовить управленческие решения.

В основе метода лежит системный подход и важный принцип: землепользователи имеют право участвовать в планировании и использовании своей территории. Главное преимущество КПМ — его гибкость. В зависимости от задачи, можно использовать его для проектирования, подготовки документов или организации процессов.

Основная цель метода — дать людям, включая тех, у кого нет специального образования, удобный инструмент для самостоятельного решения территориальных вопросов. При этом пользователи сохраняют полный контроль над процессом и результатами своей работы.

Метод полезен тем, что позволяет сочетать профессиональные подходы с участием местных жителей и землевладельцев. Это обеспечивает не только техническую грамотность решений, но и их реализуемость, учитывающую реальные потребности участников и возможности территории.

flowchart TD K["БИБЛИОТЕКА МЕТОДОВ:
аналитических,
концептуальных,
проектных,
организационных."] K --> S1 subgraph S1[Фаза 1: Аналитическая] direction LR B["РАСПОЗНАНИЕ
ПРОТИВОРЕЧИЯ"] C["АНАЛИЗ
ОСНОВАНИЙ"] J["СБОР И ОБРАБОТКА
ИСХОДНЫХ ДАННЫХ"] J --> B --> C end S1 --> D{Выбор схемы
применения} subgraph S2[Фаза 2: Концептуально-проектная] subgraph S2_1[Глубокая проработка] E["РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ"] F["РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ"] E --> F end subgraph S2_2[Быстрое решение] G["РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО
ДОКУМЕНТА"] end end D -- "Сложная/новая проблема" ---> S2_1 D -- "Типовая/очевидная проблема" ---> S2_2 F --> S3 G --> S3 subgraph S3[Фаза 3: Реализации] direction LR H["ПРОВЕРКА"] I["РЕАЛИЗАЦИЯ"] H --> I end %% Стили для фаз style S1 fill:#e6e6ff,stroke:#9999ff,stroke-width:2px,color:#000066 style S2 fill:#ccccff,stroke:#8080ff,stroke-width:2px,color:#000066 style S3 fill:#6666cc,stroke:#4d4dff,stroke-width:2px,color:#ffffff %% Стили для этапов style B fill:#f0f0ff,stroke:#ccccff,stroke-width:1.5px,color:#000066 style C fill:#f0f0ff,stroke:#ccccff,stroke-width:1.5px,color:#000066 style J fill:#f0f0ff,stroke:#ccccff,stroke-width:1.5px,color:#000066 style E fill:#d9d9ff,stroke:#9999ff,stroke-width:1.5px,color:#000066 style F fill:#ccccff,stroke:#8080ff,stroke-width:1.5px,color:#000066 style G fill:#ccccff,stroke:#8080ff,stroke-width:1.5px,color:#000066 style H fill:#9999cc,stroke:#6666cc,stroke-width:1.5px,color:#ffffff style I fill:#9999cc,stroke:#6666cc,stroke-width:1.5px,color:#ffffff %% Стиль для ромба решения style D fill:#ffffff,stroke:#9999ff,stroke-width:2px,color:#000066
Рис. 1 – Схема применения концептуально-проектного метода


Схема применения концептуально-проектного метода демонстрирует его гибкость и адаптивность для различных задач. Применимы две основные схемы:

1. Глубокая проработка Применяется для сложных, комплексных проблем, требующих анализа и выработки новых решений. Последовательное прохождение всех этапов гарантирует учет всех аспектов и создание концепции перед разработкой итоговых документов или проектов.

2. Быстрое решение Применяется для более простых или типовых ситуаций, где решение очевидно для специалиста после анализа оснований, а его суть может быть сразу воплощена в конкретном документе или техническом решении. В этой схеме этапы концепции и решений заменяет разработка рабочего документа.

Закон формулирует исчерпывающий перечень случаев, когда подготовка проекта планировки и проекта межевания территории является обязательной, устанавливает требования к составу и содержанию документов, регламентирует порядок их подготовки, согласования и утверждения. Однако он отвечает на вопрос «КАК делать?», но не дает ответа на вопросы «ЗАЧЕМ?» и «ДЛЯ ЧЕГО?». Цели процесса планировки, выявление территориальных противоречий, анализ баланса интересов различных сторон, формирование концепции развития – все это остается на усмотрение заказчика документации. Закон выступает нейтральным регламентом, предоставляющим инструментарий, но не определяющим стратегию его осмысленного использования для достижения конкретного, значимого для людей результата.

Именно эту смысловую и целевую нишу восполняет Концептуально-проектный метод (КПМ). В то время как законодательство предлагает формальный «инструментарий без цели», КПМ предлагает «логику выбора и применения инструментария для достижения конкретной цели».

Если Градостроительный кодекс отвечает на вопрос «Как юридически корректно разделить территорию на участки и установить красные линии?», то КПМ задается предыдущими вопросами:

  1. Почему мы это делаем? (Распознание противоречия)
  2. Какого результата мы хотим достичь для всех участников процесса? (Разработка концепции)
  3. Какое решение разрешит противоречие и реализует наши интересы? (Выбор схемы применения: полная или прямая)

Таким образом, КПМ не повторяет законы, а дополняет их, помогая понять — зачем вообще нужно проектирование и какую конкретную цель преследуют правообладатели. В отличие от официальных процедур, где реальные интересы часто подменяются абстрактными формулировками вроде «эффективного и рационального использования территории», КПМ превращает эти общие слова в понятный и управляемый процесс. Он позволяет определять, что значит «эффективность» и «рациональность», и добиваться именно тех результатов, которые важны, а не просто соответствовать формальным требованиям.

1. Обоснование универсальности метода

Концептуально-проектный метод – это инструмент, который помогает шаг за шагом перейти от обнаружения проблемы к её реальному решению. Его структура может меняться в зависимости от сложности задачи: для простых случаев достаточно сокращенной схемы работы, а для сложных – используется полный цикл с глубокой проработкой.

Ключевые особенности метода:

  1. Ориентация на решение реальных проблем.
  2. Выявление и анализ интересов причастных лиц.
  3. Широкий диапазон применения.
  4. Всесторонний анализ аспектов проблемы.
  5. Методологическая гибкость.
  6. Распределение ролей участников.
  7. Использование пополняемой библиотеки методов.
  8. Доступность для непрофессиональных пользователей.

Ориентация на решение реальных проблем территории отличает метод от формального подхода, при котором проектирование осуществляется для выполнения законодательных требований. Метод исходит из анализа фактических противоречий и потребностей, что позволяет создавать решения, направленные на устранение конкретных проблем, а не только на формальное соблюдение процедур.

Анализ интересов причастных лиц включает выявление заинтересованных сторон, их интересов, ресурсных возможностей и административного влияния. Такой подход помогает разработать решения, реализующие конкретные интересы, обеспеченных ресурсами.

Диапазон применения метода охватывает различные типы задач – от подготовки отдельных проектов распорядительных актов и нормативных документов до проектов организации территории.

Всесторонний анализ предполагает исследование правовых, экономических, социальных и территориальных аспектов для каждой задачи, что способствует глубине проработки и обоснованности принимаемых решений.

Методологическая гибкость позволяет адаптировать метод к широкому спектру задач. Аналитическое ядро метода сохраняет свою целостность, в то время как инструментальная часть может быть настроена под требования конкретной ситуации.

Распределение ролей сохраняет суверенитет правообладателей на ключевых этапах процесса в сочетании с возможностью привлечения внешних специалистов для технической реализации на строго определенных условиях.

Пополняемая библиотека методов позволяет выбирать подходящие аналитические, концептуальные и проектные инструменты для каждого конкретного случая.

Доступность для непрофессиональных пользователей достигается за счет методологической структуры и инструментария, разработанных с учетом возможности применения лицами без специального образования при сохранении профессионального уровня решений.

Метод универсален — он помогает решать разные задачи: от простых до сложных. При этом система работы остается четкой, а заинтересованные лица сохраняют контроль над процессом. Метод может быть встроен в процессы формального проектирования, повышая их практическую значимость и ориентацию на решение реальных проблем, даже при отсутствии прямого законодательного регулирования такой интеграции.

2. Суверенитет над территориальными решениями

Суверенитет над территориальными решениями означает, что именно правообладатели (те, кто владеет или использует землю) должны принимать ключевые решения о своей территории. Они не просто передают всё специалистам, а активно участвуют на всех этапах: от постановки задачи и разработки концепции до контроля реализации.

Как это работает на практике:

  • правообладатели определяют, что нужно сделать (цели, требования, ограничения);
  • специалисты (юристы, проектировщики, кадастровые инженеры) помогают как это сделать технически;
  • все решения согласовываются с правообладателями, а итоговый результат соответствует их интересам.

Проще говоря, вы не отдаёте свою землю и решения сторонним специалистам, а сами управляете процессом, привлекая экспертов только для конкретных задач. Это гарантирует, что результат будет именно таким, какой нужен вам, а не кому-то ещё.

Ключевые компоненты концепции включают четыре фундаментальных права:

  1. Право на инициативу в выборе проблемы.
  2. Право на анализ ситуации.
  3. Право на концепцию решения.
  4. Право на контроль реализации.

Право на инициативу предоставляет возможность самостоятельного определения проблемной ситуации и начала процесса её урегулирования. Это право позволяет правообладателям играть активную роль в определении вопросов, требующих решения.

Право на анализ позволяет участвовать в изучении информации и формировании целостного понимания причинно-следственных связей выявленной ситуации. Данное право позволяет принимать решения на основе исследования всех существенных аспектов.

Право на концепцию включает утверждение конечного видения разрешения ситуации и установление критериев оценки успешности решения. Это право позволяет правообладателям определять направления развития территории и стандарты достижения целей.

Право на контроль реализации делает возможным участие в приемке подготовленных решений и мониторинг их практического воплощения. Данное право завершает цикл управления, гарантируя соответствие результатов утвержденной концепции и первоначальным целям.

Концептуально-проектный метод предусматривает распределение ролей между участниками процесса, что сохраняет суверенитет правообладателей при одновременном использовании профессиональной экспертизы внешних специалистов.

Ключевые роли и их распределение:

  1. Правообладатели/землепользователи – выступают в качестве заказчиков и конечных бенефициаров процесса. Они сохраняют контроль над ключевыми решениями на всех этапах: от определения проблемы до утверждения концепции и приемки результатов.
  2. Координатор/куратор проекта – представитель правообладателей или привлеченный специалист, организационно сопровождает взаимодействие между участниками и соблюдение сроков.
  3. Профильные специалисты (юристы, кадастровые инженеры, проектировщики) - привлекаются на определенных этапах для выполнения конкретных задач в рамках утвержденного технического задания.

Принципы взаимодействия:

  • решения, влияющие на концепцию и результаты проекта, принимаются правообладателями;
  • специалисты работают в рамках определенных полномочий и заданных параметров;
  • процесс согласования и утверждения результатов регламентирован и прозрачен.

Такой подход позволяет сочетать понимание местных особенностей и потребностей, которое имеют правообладатели, с профессиональной экспертизой внешних специалистов, сохраняя при этом суверенитет над территориальными решениями.

Концепция суверенитета означает, что правообладатели сохраняют полный контроль над всеми решениями по своей территории на каждом этапе работы. Этот подход создаёт правовые и организационные условия для устойчивого и ответственного развития территорий, позволяя реализовывать проекты любой сложности без потери права принимать окончательные решения.

3. Детализация этапов

3.1. Сбор и обработка исходных данных

Начальный этап работы по концептуально-проектному методу заключается в формировании достоверной и полной информационной базы, необходимой для проведения последующего анализа. Качество и объем собранных данных определяют обоснованность всех дальнейших выводов и принимаемых решений.

Основные задачи этапа включают:

  1. Определение перечня необходимых данных.
  2. Выявление источников информации.
  3. Сбор и фиксация данных.
  4. Систематизация и первичная обработка.

Определение перечня необходимых данных

Работа начинается с формирования списка сведений, требующихся для анализа территории. Перечень формируется по следующим категориям: правовые (границы, права, ограничения), пространственные (планировочная организация, инфраструктура), экономические (стоимостные показатели, ресурсы) и социальные (интересы сторон, потребности пользователей). Состав перечня уточняется с учетом особенностей конкретной территории и задач проекта.

Выявление источников информации

Для каждого типа данных определяются потенциальные источники их получения. Устанавливаются официальные источники (данные ЕГРН, градостроительная документация, нормативные акты), а также дополнительные источники (опросы, полевое обследование, архивные материалы). Для каждого источника оценивается его надежность, актуальность и доступность информации.

Сбор и фиксация данных

Осуществляется получение информации из выявленных источников. Работа выполняется методами, соответствующими характеру данных: направление официальных запросов, проведение натурных обследований, организация интервью с участниками процесса. Все полученные данные подлежат обязательной фиксации с указанием источника и даты получения, что обеспечивает возможность последующей проверки.

Систематизация и первичная обработка

Полученные разнородные данные приводятся к единообразной форме представления для обеспечения их сопоставимости и удобства анализа. Информация группируется по тематическим блокам, визуализируется (схемы, карты, графики), выявляются и устраняются очевидные противоречия. Результатом этапа становится комплект материалов, готовый для проведения анализа на последующих этапах работы.

flowchart TD A[Этап: Сбор и обработка исходных данных] --> B[Определение перечня данных] B --> C[Выявление источников информации] C --> D[Сбор и фиксация данных] D --> E[Систематизация и обработка] E --> F[Сформированная информационная база] style A fill:#e6f7ff,stroke:#3399ff,stroke-width:2px,color:#003366 style B fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style D fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style E fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style F fill:#fff0f5,stroke:#ff66a0,stroke-width:2px,color:#800040
Рис. 2 – Схема этапа сбора и обработки исходных данных


Этап сбора и обработки исходных данных создает основу для последующей работы с территорией. Формирование информационной базы исключает принятие решений на основе неполных или недостоверных сведений и обеспечивает переход к этапу анализа с полным объемом необходимой информации.

3.2. Распознание противоречия

Первый аналитический этап метода направлен на выявление и структурирование ключевого конфликта, препятствующего использованию или развитию территории. Его задача — перейти от интуитивного ощущения проблемы к ее четкому описанию через установление противоречия между желаемым состоянием и существующими ограничениями.

Основные задачи этапа включают:

  1. Выявление и анализ противоречий.
  2. Анализ заинтересованных сторон.
  3. Предварительную оценку масштаба и сложности проблемы.
  4. Формирование итогового документа — «Карты противоречия».

Выявление и анализ противоречий

Процесс заключается в выявлении и детализации основного конфликта между целевым (ожидаемым или уже реализованным в успешных практиках) состоянием территории и существующими ограничениями. Анализ проводится по следующим направлениям:

  1. Правовые противоречия: выявление расхождений между желаемым вариантом использования территории и действующими правовыми нормами, зонированием, ограничениями, наличием обременений или неурегулированностью правоотношений.
  2. Экономические противоречия: анализ несоответствия между планируемыми экономическими моделями (доходностью, инвестиционной привлекательностью) и реальными ресурсными возможностями, стоимостью содержания, отсутствием финансирования или неэффективными механизмами хозяйствования.
  3. Экологические противоречия: фиксация конфликта между намерениями по развитию и экологическими ограничениями (санитарно-защитные зоны, особо охраняемые природные территории, риски загрязнения, исчерпанность природных ресурсов).
  4. Социальные противоречия: выявление несоответствия между потребностями и интересами местного сообщества, пользователей территории и предлагаемыми или реализуемыми решениями, приводящего к конфликтам, низкому качеству среды или социальному отторжению.
  5. Инфраструктурные противоречия: установление несоответствия между потребностями развития территории (транспорт, инженерные сети, коммунальная инфраструктура) и ее фактической обеспеченностью или техническими возможностями.

Анализ заинтересованных сторон включает:

  • выявление заинтересованных сторон: правообладателей, инвесторов, пользователей, регулирующих органов, местного сообщества;
  • анализ интересов, ресурсов и возможностей каждого участника;
  • оценку уровня влияния и заинтересованности участников;
  • составление карты интересов с визуализацией позиций и взаимоотношений между участниками.

Предварительная оценка масштаба и сложности проблемы предусматривает:

  • анализ возможных путей разрешения ситуации (от административных обращений до комплексного проектирования);
  • оценку необходимых ресурсов и временных затрат;
  • определение степени сложности и рисков;
  • классификацию типа задачи для выбора стратегии работы.

Формирование итогового документа — «Карты противоречия» включает:

  • формулировку ключевого противоречия;
  • перечень заинтересованных сторон с указанием их интересов и влияния;
  • предварительную классификацию задачи и возможные направления работы;
  • визуальное представление структуры проблемы и взаимосвязей между её элементами.
flowchart TD A[Этап: Распознание противоречия] --> B[Выявление проблемной ситуации] B --> C{Анализ противоречий} C --> D["Виды ограничений: - правовые, - экономические, - экологические, - социальные, - инфраструктурные."] D --> E[Структуризация и описание проблемы] E --> F[Анализ заинтересованных сторон
и их интересов] F --> G[Предварительная оценка
масштаба и сложности] G --> H[Формирование итогового документа:
«Карта противоречия»] %% Стили для этапов style A fill:#e6f7ff,stroke:#3399ff,stroke-width:2px,color:#003366 style B fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style D fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style E fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style F fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style G fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style H fill:#fff0f5,stroke:#ff66a0,stroke-width:2px,color:#800040
Рис. 3 – Схема применения этапа распознания противоречия


Данный этап создаёт основу для работы, переводя разрозненные наблюдения в структурированное описание проблемы. Определение противоречий между целевым состоянием территории и комплексом ограничений позволяет перейти к этапу анализа причин их возникновения и поиску взвешенных решений.

3.3. Анализ оснований ситуации

Второй этап — это изучение обстоятельств, которые влияют на проблему. Анализ проводится по четырём направлениям, чтобы понять причины возникновения ситуации и условия для поиска решений.

Правовое основание включает анализ существующего правового статуса территории, включая форму собственности, зарегистрированные права, ограничения и обременения. Проводится выявление правовых коллизий, оценка регуляторных требований (градостроительные регламенты, правила землепользования и застройки), а также определение оптимального правового инструментария для реализации проектных решений.

Экономическое основание предполагает оценку материальных предпосылок ситуации. Анализ включает изучение экономических интересов всех сторон, оценку ресурсных возможностей и ограничений, исследование моделей стоимостных потоков, расчет альтернативной стоимости и потенциальных экономических эффектов от разрешения ситуации.

Социальное основание заключается в исследовании интересов, ценностей и мотиваций ключевых участников. Проводится идентификация всех заинтересованных сторон, анализ их материальных и нематериальных интересов, оценка социальных рисков и возможностей, а также изучение сложившихся коалиций и конфликтов.

Территориальное основание охватывает анализ физических характеристик территории, включая природные, исторические и структурные особенности. Исследование включает выявление потенциалов и ограничений развития, анализ существующей и планируемой пространственной организации, а также изучение сложившихся моделей землепользования.

flowchart TD A[Этап: Анализ оснований ситуации] --> B[Комплексное исследование по 4 направлениям] B --> B1[Правовое основание] B1 --> P1[Анализ правового статуса] P1 --> P2[Выявление коллизий] P2 --> P3[Определение инструментария] B --> B2[Экономическое основание] B2 --> E1[Оценка интересов и ресурсов] E1 --> E2[Модели стоимостных потоков] E2 --> E3[Расчёт экономических эффектов] B --> B3[Социальное основание] B3 --> S1[Идентификация сторон] S1 --> S2[Анализ ценностей и мотиваций] S2 --> S3[Оценка рисков и возможностей] B --> B4[Территориальное основание] B4 --> T1[Анализ физ. характеристик] T1 --> T2[Выявление потенциалов и ограничений] T2 --> T3[Анализ моделей землепользования] P3 & E3 & S3 & T3 --> C[Формирование целостной картины
причин и условий проблемы] %% Стили для этапов style A fill:#e6f7ff,stroke:#3399ff,stroke-width:2px,color:#003366 style B fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style B1 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style B2 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style B3 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style B4 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style P1 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style P2 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style P3 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style E1 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style E2 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style E3 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style S1 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style S2 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style S3 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style T1 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style T2 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style T3 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C fill:#fff0f5,stroke:#ff66a0,stroke-width:2px,color:#800040
Рис. 4 – Схема применения этапа анализа оснований ситуации


Анализ по разным направлениям создаёт основу для разработки решений, которые учитывают важные аспекты проблемы и снижают риски при реализации проектов.

3.4. Разработка концепции разрешения

Третий этап превращает найденные противоречия в конкретное решение, которое помогает развивать территорию или убрать правовые неясности. Здесь переходят от изучения проблем к созданию работающих инструментов для их решения.

Ключевые аспекты этапа включают:

  1. Преодоление противоречия через создание новой ценности.
  2. Выбор основного направления разрешения ситуации.
  3. Формирование критериев оценки успешности решения.
  4. Подготовка итогового документа - технического задания.

Преодоление противоречия через создание новой ценности заключается в разработке решения, которое не является компромиссом между конфликтующими интересами, а создает принципиально новое качество. Такой подход позволяет трансформировать исходный конфликт в источник развития, делая его неактуальным через создание дополнительной ценности для всех участников процесса.

Выбор основного направления разрешения ситуации предполагает определение пути реализации концепции. На основе анализа оснований ситуации выбирается комбинация методов работы: территориальное проектирование, подготовка правовых документов, организационные изменения или комплексный подход, сочетающий несколько направлений деятельности.

Формирование критериев оценки успешности решения включает разработку измеримых параметров, позволяющих оценить соответствие результатов поставленным целям. Критерии разрабатываются для всех аспектов решения: правовой обоснованности, экономической эффективности, социальной приемлемости и территориальной целесообразности.

Подготовка итогового документа завершает этап созданием “Технического задания”, которое содержит:

  • формулу разрешения противоречия;
  • иерархию целей от стратегических до тактических;
  • требования к решениям по всем основаниям (правовым, экономическим, социальным, территориальным);
  • критерии проверки готовых решений на соответствие исходным целям.
flowchart TD A[Этап: Разработка концепции разрешения] --> B[Преодоление противоречия
через создание новой ценности] B --> C{Выбор основного
направления работы} C --> C1[Территориальное проектирование] C --> C2[Подготовка правовых документов] C --> C3[Организационные изменения] C --> C4[Комплексный подход] C1 & C2 & C3 & C4 --> D[Формирование иерархии целей
и критериев успешности] D --> E[Подготовка итогового документа:
«Техническое задание»] %% Стили для этапов style A fill:#e6f7ff,stroke:#3399ff,stroke-width:2px,color:#003366 style B fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C1 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C2 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C3 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C4 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style D fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style E fill:#fff0f5,stroke:#ff66a0,stroke-width:2px,color:#800040
Рис. 5 – Схема применения этапа разработки концепции


Разработка концепции превращает проблему в возможность для развития. Техническое задание становится основой для дальнейшей работы и реализации, гарантируя, что конечный результат соответствует первоначальным целям и ожиданиям всех участников.

3.5. Блок разработки решений

Четвёртый этап — это создание документов и проектов, которые реализуют утверждённую концепцию решения. В зависимости от сложности задачи, работа может вестись в одном или нескольких направлениях.

Основные возможные направления разработки включают:

  1. Подготовку документальных решений.
  2. Разработку проектных решений.
  3. Создание организационных решений.
  4. Формирование комбинированных решений.

Подготовка документальных решений заключается в разработке пакета документов, необходимых для реализации выбранного правового механизма. Работа включает составление заявлений, соглашений, проектов распорядительных актов и иных документов, оформляющих правовое решение ситуации.

Разработка проектных решений предполагает создание проектной документации в соответствии с утвержденным техническим заданием. В зависимости от задачи, разрабатываются территориальные решения (планировочная организация, проект межевания), управленческие модели (организационная структура, экономический механизм) и социальные проекты (программы взаимодействия с сообществом).

Создание организационных решений включает проектирование организационных структур, процессов взаимодействия и рабочих регламентов. Разрабатываются механизмы координации участников, распределения зон ответственности и процедуры принятия решений, реализующие проект.

Формирование комбинированных решений применяется для разрешения сложных ситуаций, требующих одновременного использования различных подходов. Сочетание документальных, проектных и организационных форм разработки позволяет создать комбинированную систему мер, достигающую поставленные цели.

flowchart TD A[Этап: Блок разработки решений] --> B[Создание конкретных инструментов
для реализации концепции] B --> C{Выбор
направления
разработки} C --> C1[Документальные решения] C1 --> D1[Договоры, соглашения,
проекты актов] C --> C2[Проектные решения] C2 --> D2[Проекты межевания,
планировочные организации] C --> C3[Организационные решения] C3 --> D3[Регламенты, модели управления,
структуры взаимодействия] C --> C4[Комбинированные решения] C4 --> D4[Смешанные пакеты документов
и проектов] D1 & D2 & D3 & D4 --> E[Формирование пакета
готовых к применению решений] %% Стили для этапов style A fill:#e6f7ff,stroke:#3399ff,stroke-width:2px,color:#003366 style B fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C1 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C2 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C3 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C4 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style D1 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style D2 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style D3 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style D4 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style E fill:#fff0f5,stroke:#ff66a0,stroke-width:2px,color:#800040
Рис. 6 – Схема применения этапа разработки решений


Блок разработки решений превращает идеи и концепции в готовые к использованию документы и проекты. В зависимости от задачи выбираются подходящие направления работы, чтобы создать инструменты для реализации утверждённого плана.

3.6. Разработка рабочего документа

Седьмой этап метода применяется для типовых ситуаций, когда решение является очевидным после проведения аналитической работы и не требует дополнительного проектирования. На этом этапе осуществляется непосредственная подготовка итогового документа на основе результатов, полученных в ходе анализа противоречий и оснований ситуации.

Основные задачи этапа включают:

  1. Выбор типа документа в соответствии с характером решения.
  2. Подготовка документации.
  3. Проверку соответствия установленным требованиям.
  4. Оформление итогового документа.

Выбор типа документа в соответствии с характером решения На основе результатов аналитической работы определяется оптимальная форма документального оформления решения. В зависимости от характера выявленного противоречия это может быть распорядительный документ, обращение в орган власти, договорное соглашение или иной правовой акт. Выбор осуществляется с учетом целесообразности и эффективности документального решения.

Подготовка документации Осуществляется разработка текста документа, включающего обоснование предлагаемого решения, нормативно-правовую аргументацию и конкретные предложения. Документ формируется на основе анализа, проведенного на предыдущих этапах, и содержит четкие формулировки, исключающие возможность разночтений. Особое внимание уделяется соответствию требованиям действующего законодательства.

Проверка соответствия установленным требованиям Выполняется экспертиза подготовленного документа на предмет его полноты, обоснованности и соответствия исходным данным. Проверяется точность引用 нормативных актов, корректность юридических формулировок и практическая реализуемость предлагаемых решений. При необходимости в документ вносятся уточнения и дополнения.

Оформление итогового документа Завершающей стадией является придание документу окончательной формы в соответствии с установленными требованиями делопроизводства. Документ структурируется, снабжается необходимыми реквизитами и приложениями. Оформленный документ готовится для направления в уполномоченные органы или использования в работе.

flowchart TD A[Этап: Разработка рабочего документа] --> B[Выбор типа документа] B --> C[Подготовка документации] C --> D[Проверка соответствия требованиям] D --> E[Оформление итогового документа] E --> F[Готовый рабочий документ] style A fill:#e6f7ff,stroke:#3399ff,stroke-width:2px,color:#003366 style B fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style D fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style E fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style F fill:#fff0f5,stroke:#ff66a0,stroke-width:2px,color:#800040
Рис. 7 – Схема применения этапа разработки рабочего документа


Разработка рабочего документа представляет собой завершающую стадию процесса для типовых ситуаций, не требующих глубокого проектирования. Данный этап обеспечивает оперативное оформление решений в виде конкретных документов, готовых к практическому применению. Качественно подготовленный рабочий документ гарантирует правовую определенность и обеспечивает эффективную реализацию принятых решений.

3.7. Проверка и согласование

Пятый этап — это проверка готовых решений перед их применением. Он помогает убедиться, что подготовленные материалы соответствуют установленным требованиям, и снизить риски при внедрении.

В полном варианте проверка проводится по следующим ключевым направлениям:

  1. Проверка соответствия концепции.
  2. Оценка соответствия нормативным требованиям.
  3. Анализ ресурсной обеспеченности.

Проверка соответствия концепции включает подтверждение того, что разработанные решения реализуют утвержденную концепцию разрешения ситуации. Проверяются соответствия техническому заданию, включая выполнение всех установленных требований и критериев успешности решения.

Оценка соответствия нормативным требованиям предполагает экспертизу разработанных решений на предмет их соответствия действующему законодательству, отраслевым стандартам и нормативным актам. Проводится анализ правовой обоснованности, технической корректности и соответствия нормативным требованиям подготовленных материалов.

Анализ ресурсной обеспеченности включает оценку реализуемости решений с точки зрения доступности необходимых ресурсов. Проверяется соответствие временным рамкам, бюджетным ограничениям, кадровым возможностям, а также оценивается социальная приемлемость и организационная осуществимость предлагаемых решений.

В случае применения быстрого решения типовой проблемы, возможно ограничиться оценкой соответствия нормативным требованиям.

flowchart TD A[Этап: Проверка и согласование] --> B[Экспертиза разработанных решений] B --> C{Направления
проверки} C --> C1[Соответствие концепции] C1 --> D1[Соответствие ТЗ
и критериям успеха] C --> C2[Соответствие нормативным требованиям] C2 --> D2[Правовая обоснованность
и техническая корректность] C --> C3[Ресурсная обеспеченность] C3 --> D3[Оценка реализуемости
по срокам, бюджету, кадрам] D1 & D2 & D3 --> E{Всё соответствует?} E -- Нет --> F[Возврат на доработку] E -- Да --> G[Формирование заключения
о готовности к реализации] %% Стили для этапов style A fill:#e6f7ff,stroke:#3399ff,stroke-width:2px,color:#003366 style B fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C1 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C2 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C3 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style D1 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style D2 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style D3 fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style E fill:#fff0f5,stroke:#ff66a0,stroke-width:2px,color:#800040 style F fill:#fff0f5,stroke:#ff66a0,stroke-width:2px,color:#800040 style G fill:#fff0f5,stroke:#ff66a0,stroke-width:2px,color:#800040
Рис. 8 – Схема применения этапа проверки и согласования


Процедура проверки и согласования проверяет качества разработанных решений и их готовность к реализации. Результатом этапа является заключение о соответствии подготовленных материалов установленным требованиям и возможности их применения для разрешения ситуаций.

3.8. Реализация и сопровождение

Шестой этап — это внедрение подготовленных решений и дальнейшая поддержка их работы. Он нужен для получения результатов и закрепления изменений.

Ключевые задачи этапа включают:

  1. Внедрение разработанных решений.
  2. Правовую легализацию результатов работы.
  3. Организационный запуск новых процессов.
  4. Мониторинг и корректировка.

Внедрение разработанных решений включает применение подготовленных документов, проектных предложений и организационных изменений. Работа ведётся в соответствии с утверждённым планом: все мероприятия выполняются в установленные сроки с соблюдением требований к качеству.

Правовая легализация результатов работы включает необходимые юридические процедуры для придания решениям официального статуса. Выполняется государственная регистрация прав, утверждение документов в уполномоченных органах, оформление разрешительной документации и иные действия, узаконивающие реализованные решения.

Организационный запуск новых процессов предполагает ввод в действие новых структур, регламентов и процедур взаимодействия. Разработанные решения встраиваютсяых решений в существующую операционную деятельность, проводится обучение персонала и устанавливаются системы контроля за выполнением новых процессов.

Мониторинг и корректировка заключаются в отслеживании результатов реализации решений и внесении необходимых изменений. Проводится оценка достижения целевых показателей, анализируется работа реализованных решений и при необходимости осуществляются точечные корректировки для улучшения результатов.

flowchart TD A[Этап: Реализация и сопровождение] --> B[Внедрение подготовленных решений] B --> C[Правовая легализация результатов
Госрегистрация, утверждение документов] C --> D[Организационный запуск
Внедрение регламентов, обучение] D --> E[Мониторинг результатов
Оценка достижения целей] E --> F{Цели
достигнуты?} F -- Нет --> G[Корректировка решений] G --> E F -- Да --> H[Закрепление результатов
Завершение проекта] %% Стили для этапов style A fill:#e6f7ff,stroke:#3399ff,stroke-width:2px,color:#003366 style B fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style C fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style D fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style E fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style F fill:#fff0f5,stroke:#ff66a0,stroke-width:2px,color:#800040 style G fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:1.5px,color:#2e5e2e style H fill:#fff0f5,stroke:#ff66a0,stroke-width:2px,color:#800040
Рис. 9 – Схема применения этапа реализации


На последнем этапе решения внедряются в практику, а их результаты закрепляются. Такой подход обеспечивает стабильность достигнутых изменений и создаёт основу для дальнейшего развития.

Заключение

Концептуально-проектный метод — это инструмент для решения самых разных задач, связанных с территорией. Он сочетает чёткую методику с простотой применения, поэтому подходит как специалистам, так и обычным пользователям. Метод меняет подход к работе с землёй: вместо реагирования на проблемы он предлагает активно планировать её развитие.

Метод можно использовать в обучении — например, в программах по планированию территорий или земельному праву. Студенты получают не только теорию, но и практические навыки для реальной работы.

Для землевладельцев и их объединений метод становится инструментом самостоятельного управления территорией. Они сами могут инициировать изменения, готовить решения и контролировать их выполнение.

Органы власти и профильные организации могут применять метод для создания стандартов работы и повышения качества решений. Он гибкий: подходит и для локальных вопросов, и для комплексных программ развития.

Чтобы метод работал эффективно, важно создать библиотеку готовых решений — шаблонов документов, проектов и организационных схем. Это ускорит процесс и улучшит результат.

Самостоятельное использование метода землепользователями гарантирует их контроль на всех этапах. Это способствует разумному использованию территории, где решения принимаются обдуманно, а не под давлением обстоятельств.

ПРИЛОЖЕНИЕ А Библиотека концептуальных решений (примеры)

Методы концептуальных решений могут применяться на третьем этапе в зависимости от специфики проблемы и контекста ситуации.

1. Метод схоластического анализа

Назначение: анализ нормативных противоречий и юридических коллизий.

Краткое описание и применение: метод применяется, когда проблема упирается в противоречия в законодательстве или нестыковки нормативных актов. Его используют пошагово:

  1. Quaestio: четко сформулировать правовой вопрос или противоречие.
  2. Auctoritates: собрать законы, подзаконные акты, судебные прецеденты, мнения экспертов.
  3. Disputatio: организовать обсуждение, рассмотреть проблему с разных сторон, выявить сильные и слабые стороны каждой позиции.
  4. Solutio: на основе анализа сформулировать логически непротиворечивое решение, которое может стать основой для изменения нормативной базы или правовой позиции. Результат: Логически непротиворечивое решение, основанное на анализе нормативной базы и прецедентов.

2. Системный подход

Назначение: комплексное рассмотрение сложных многоаспектных проблем.

Краткое описание и применение: метод используется для проблем, затрагивающих множество взаимосвязанных элементов (экология, транспорт, социальная сфера и т.д.).

Алгоритм применения:

  1. Определить систему: границы, ключевые элементы (подсистемы) и связи между ними.
  2. Проанализировать взаимодействие элементов и выявить системные эффекты, которые не очевидны при рассмотрении частей по отдельности.
  3. Смоделировать, как предложенное изменение в одной подсистеме повлияет на всю систему в целом.
  4. Спроектировать решение, оптимизирующее работу всей системы, а не ее отдельных частей. Результат: Сбалансированное решение, учитывающее все компоненты системы и их взаимовлияние.

3. Теория ограничений

Назначение: выявление и устранение ключевых ограничений развития.

Краткое описание и применение: метод применяется, когда развитие территории блокируется одним или несколькими “узкими местами”.

Порядок действий:

  1. Выявить ключевое ограничение (например, устаревший генплан, недостаток инженерных сетей, правовой запрет).
  2. Решить, как максимально эффективно использовать данное ограничение без крупных капиталовложений.
  3. Подчинить все остальные процессы и решения в проекте работе с этим ограничением.
  4. Предложить решение по полному устранению или расшивке “узкого места”.
  5. После снятия одного ограничения перейти к следующему. Результат: Решение, направленное на снятие критических ограничений и раскрытие потенциала территории.

4. Дизайн-мышление

Назначение: решение проблем, ориентированных на человеческие потребности.

Краткое описание и применение: метод незаменим при проектировании общественных пространств, сервисов и любой среды, где ключевую роль играет человек.

Процесс итерационный:

  1. Погрузиться в опыт пользователей: наблюдать, опрашивать, понять их реальные потребности и “боли”.
  2. Сформулировать точную проблему с точки зрения пользователя.
  3. Придумать широкий спектр решений без критики.
  4. Создать быстрые, упрощенные и дешевые модели предлагаемых решений (макеты, схемы, сценарии).
  5. Получить обратную связь от пользователей на прототипы, понять, что работает, а что нет, и доработать решение. Результат: человеко-ориентированное решение, основанное на потребностях пользователей территории.

5. Метод “Игры в бисер”

Назначение: междисциплинарный синтез и поиск гармоничных решений.

Краткое описание и применение: метод применяется для сложных задач, требующих синтеза знаний из разных, часто далеких друг от друга областей (история, экономика, экология, почвоведение, землеустройство).

Как применять:

  1. Собрать междисциплинарную команду или привлечь экспертов из разных сфер.
  2. Выявить ключевые культурные, исторические, технологические и иные “коды” территории.
  3. Найти неочевидные аналогии и связи между этими разнородными элементами.
  4. Создать “партитуру” решения — концепцию, где каждый элемент, как бусина в игре, занимает свое место, образуя гармоничное целое, обогащенное смыслами из разных дисциплин. Результат: Целостное решение, создающее новое качество через гармоничное сочетание разнородных элементов.

6. Метод нарративного анализа

Метод нарративного анализа — это способ изучения историй, которые люди рассказывают о территории. Он помогает понять не только факты, но и глубинные ценности, опасения и надежды разных групп: жителей, собственников, властей и бизнеса.

Основные шаги применения метода:

  1. Сбор информации.
  2. Анализ и группировка.
  3. Поиск скрытых смыслов.
  4. Использование результатов в проекте.

Сбор информации На этом этапе собираются мнения и истории всех заинтересованных сторон. Это делается через интервью, обсуждения, анализ местных новостей и соцсетей. Цель — услышать разные точки зрения и понять, как люди на самом деле воспринимают место.

Анализ и группировка Полученные истории сортируются по темам и группам. Например, выделяются общие сюжеты: «здесь всё приходит в упадок», «это место можно возродить» или «интересы людей не учитываются». Это помогает увидеть главные идеи и противоречия.

Поиск скрытых смыслов Анализируется, зачем люди рассказывают те или иные истории. Как эти истории оправдывают их права на территорию или критикуют текущую ситуацию. Это позволяет понять истинные причины конфликтов или, наоборот, возможности для развития.

Использование результатов в проекте Выводы используются для разработки решений, которые будут не только технически правильными, но и понятными, приемлемыми для людей. Знание общих ценностей и тревог помогает предложить решения, которые поддержат, а не отвергнут.

Метод нарративного анализа делает процесс работы с территорией более человеко-ориентированным. Он снижает риски конфликтов и повышает шансы на успешную реализацию проектов, так как они основаны на реальных потребностях и ценностях местного сообщества.

7. Метод сравнительного анализа территориального развития

Назначение: выявление критических условий и противоречий, определяющих успешность или неуспешность территориального развития, путем сопоставления реальных результатов в сопоставимых ситуациях.

Краткое описание: метод основан на сравнительной оценке реальных, подтвержденных результатов территориального развития, достигнутых в различных условиях. Сравнению подлежат типовые примеры, сопоставимые по своему назначению и масштабу, но различающиеся по качеству условий и конечным результатам. Ключевой задачей является выявление именно тех условий, наличие или отсутствие которых привело к приемлемому или неприемлемому результату.

Алгоритм применения:

  1. Отбор сопоставимых примеров. Выбираются реальные примеры (не менее двух) реализации сходных по цели территориальных проектов или решений (например, благоустройство общественных пространств сопоставимого масштаба и назначения, развитие территорий жилой застройки схожего типа). Основной критерий отбора — один пример демонстрирует приемлемый/успешный результат, а другой — неприемлемый/неуспешный.

  2. Формирование единой системы критериев оценки. Разрабатывается единый для сравниваемых кейсов перечень критериев, позволяющих объективно оценить как конечные результаты (например, инфраструктурная обеспеченность, социальные условия, экономическая доступность, экологическая устойчивость), так и исходные условия (правовые, экономические, социальные, инфраструктурные).

  3. Сбор и верификация данных. Осуществляется сбор данных по каждому критерию для всех отобранных примеров. Данные должны быть подтверждены (отчеты, статистика, результаты исследований, фотофиксация) и приведены к единому формату для обеспечения чистоты сравнения.

  4. Сравнительный анализ результатов и условий:
    • сначала фиксируется и констатируется разница в результатах (например, в одном случае пространство обустроено, в другом — заброшено);
    • затем проводится детальное сравнение условий, в которых реализовывались примеры, по всем утвержденным критериям.
  5. Выявление критических условий и противоречий. Путем последовательного сопоставления выявляются те конкретные условия (например, наличие государственного регулирования, организация общественного обсуждения на ранних этапах, комплексный подход к проектированию), которые:
    • присутствовали в кейсе с приемлемым результатом и отсутствовали в кейсе с неприемлемым результатом;
    • являются критически важными для достижения успеха;
    • их отсутствие или некачественная реализация формирует критическое противоречие между планируемыми целями и фактически достигнутыми результатами.
  6. Формулирование выводов. Результатом анализа является определение ключевых условий (факторов успеха), необходимых для достижения приемлемого результата, и формулировка конкретных критических противоречий, которые необходимо устранить (например, “противоречие между декларируемой целью создания комфортной среды и отсутствием механизма ее создания, что приводит к деградации”).

Результат: выявленные и доказанные на реальных примерах критические условия (факторы успеха) и противоречия, препятствующие достижению целей территориального развития. Результаты анализа являются основанием для разработки управленческих и проектных решений, направленных на воспроизводство успешных условий и устранение выявленных противоречий.

Область применения: анализ эффективности градостроительных решений, программ развития территорий, практик землепользования и иных аспектов пространственного развития. Метод применяется для обоснования проектных решений и выработки рекомендаций по совершенствованию механизмов управления развитием территорий.

flowchart TD A[Метод сравнительного анализа
территориального развития] --> B subgraph B[Фаза 1: Подготовка] direction LR B1[Определение объектов
сравнения] B2[Формирование системы
критериев] B3[Сбор и систематизация
данных] B1 --> B2 --> B3 end B --> C subgraph C[Фаза 2: Аналитическая] direction LR C1[Сравнительный анализ по
критериям] C2[Выявление противоречий и
закономерностей] C3[Формулирование выводов и
рекомендаций] C1 --> C2 --> C3 end C --> D[Результат: систематизированное
понимание территориального развития] %% Стили для блоков style A fill:#003366,stroke:#002244,stroke-width:3px,color:#ffffff style B fill:#e6f7ff,stroke:#3399ff,stroke-width:2px style C fill:#f0f7ee,stroke:#66bb6a,stroke-width:2px style D fill:#fff0f5,stroke:#ff66a0,stroke-width:2px
Рис. 10 – Схема применения метода сравнительного анализа


ПРИЛОЖЕНИЕ Б Библиотека проектных решений (общее описание)

Для ускорения процесса разработки и повышения качества решений метод включает библиотеку типовых проектных решений, структурированных по типам задач.

1. Правовые механизмы

Категории инструментов: типовые договоры, соглашения, юридические конструкции и правовые модели.

Готовые формы: договоры безвозмездного пользования, соглашения о взаимодействии, модели правового оформления различных видов использования территории.

Как применять:

  • Шаг 1: выявить суть правового затруднения или необходимость оформления отношений (например, необходимость легализовать использование актива, разграничить зоны ответственности, установить порядок взаимодействия).
  • Шаг 2: подобрать из библиотеки подходящий типовой шаблон или правовую конструкцию, максимально соответствующую задачам и контексту ситуации (например, выбрать между договором безвозмездного пользования, соглашением о сотрудничестве или моделью публичного сервитута).
  • Шаг 3: адаптировать выбранный шаблон под конкретные условия: внести наименования сторон, реквизиты объектов, индивидуальные условия и обязанности, соблюдая требования актуального законодательства.
  • Шаг 4: организовать правовую экспертизу и процедуру согласования проекта документа со всеми заинтересованными сторонами.

Применение: используются при необходимости юридического оформления решений и правовой легализации сложившихся отношений.

2. Организационные схемы

Категории инструментов: модели управления, структуры взаимодействия, регламенты сотрудничества.

Готовые формы: модели общественно-государственного партнерства, схемы взаимодействия, организационные структуры управления территорией.

Как применять:

  • Шаг 1: провести анализ заинтересованных лиц и определить всех участников, чьи интересы и ресурсы затрагивает проблема.
  • Шаг 2: выбрать из библиотеки подходящую модель взаимодействия (например, создать потребительский кооператив, коммерческую организацию, определить ведущее учреждение или спроектировать сетевую структуру управления).
  • Шаг 3: распределить роли, зоны ответственности и полномочия между участниками в соответствии с выбранной схемой.
  • Шаг 4: разработать и формализовать регламенты взаимодействия: прописать порядок проведения совещаний, обмена информацией, принятия согласованных решений и разрешения споров.

Применение: применяются когда ключевой аспект проблемы лежит в организационной плоскости.

3. Финансовые модели

Категории инструментов: типовые схемы финансирования, экономические механизмы, модели хозяйственной деятельности.

Готовые формы: механизмы софинансирования, модели самоокупаемости, схемы привлечения инвестиций.

Как применять:

  • Шаг 1: провести калькуляцию затрат и оценить объем необходимых финансовых ресурсов для реализации проекта.
  • Шаг 2: определить возможные источники финансирования (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции) и выбрать из библиотеки соответствующую схему их комбинации (например, софинансирование, концессия, создание паевого фонда).
  • Шаг 3: смоделировать денежные потоки: спрогнозировать доходы (если есть), расходы на всех этапах жизненного цикла проекта и определить точку безубыточности или бюджетную эффективность.
  • Шаг 4: разработать механизм возврата инвестиций (для инвесторов) или обоснование бюджетной эффективности (для государства), интегрировав финансовую модель в общий план реализации.

Применение: используются при решении проблем, связанных с экономической эффективностью и ресурсным обеспечением.

4. Управленческие регламенты

Категории инструментов: процедуры, инструкции, регламенты управления и контроля.

Готовые формы: регламенты мониторинга, процедуры принятия решений, системы отчетности.

Как применять:

  • Шаг 1: определить ключевые процессы, требующие регламентации для обеспечения проекта (мониторинг, принятие решений, внесение изменений).
  • Шаг 2: выбрать из библиотеки типовые регламенты и адаптировать их под масштаб и специфику проекта.
  • Шаг 3: прописать пошаговые процедуры для каждого процесса, указав ответственных, сроки, входящие и исходящие документы, критерии принятия решений.
  • Шаг 4: внедрить регламенты в практику работы, обучив всех участников и назначив ответственных за контроль их исполнения.

Применение: применяются для создания систем управления и контроля реализации решений.

5. Территориальные планировки

Категории инструментов: типовые планировочные решения, схемы зонирования, модели функционального использования.

Готовые формы: модели комплексного развития территорий, схемы функционального зонирования, типовые планировочные структуры.

Как применять:

  • Шаг 1: провести анализ территории: выявить существующие и планируемые объекты, инфраструктуру, ландшафтные особенности, ограничения.
  • Шаг 2: на основе анализа выбрать из библиотеки подходящую типовую модель планировки (например, линейная, узловая, компактная застройка) или функционального зонирования (селитебная, рекреационная, производственная, сельскохозяйственная зоны).
  • Шаг 3: адаптировать типовую схему к контексту: нанести на карту границы зон, разместить объекты капитального строительства, предусмотреть связи между ними и существующей инфраструктурой.
  • Шаг 4: разработать на основе планировки пакет документации: схемы, пояснительные записки, перечни мероприятий по развитию территории, которые могут быть интегрированы в правила землепользования и застройки (ПЗЗ).

Применение: используются при решении пространственно-планировочных задач и организации использования территории.

6. Составление проекта планировки

Проект планировки территории (ППТ) является документом, обеспечивающим устойчивое развитие территорий, определение элементов планировочной структуры, установление границ земельных участков и зон размещения объектов капитального строительства. Его подготовка осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и подзаконных актов.

Основные компоненты ППТ:

  • основная часть (утверждаемая);
  • материалы по обоснованию.

Ключевые этапы подготовки ППТ:

  1. Принятие решения о подготовке ППТ.
    Решение принимается уполномоченным органом власти или инициатором (например, правообладателем линейного объекта, оператором комплексного развития территории). В случае инициативы физических или юридических лиц решение принимается органом местного самоуправления.

  2. Проведение инженерных изысканий.
    Инженерные изыскания выполняются для получения данных о природных условиях территории, факторах техногенного воздействия, обоснования границ зон планируемого размещения объектов, а также для разработки мероприятий по инженерной подготовке и защите территории.

  3. Разработка основной части ППТ.
    Основная часть включает:
    • чертежи планировки территории;
    • границы элементов планировочной структуры;
    • красные линии;
    • границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
    • положения об очередности развития территории.
  4. Подготовка материалов по обоснованию.
    Материалы содержат:
    • карту планировочной структуры;
    • схемы транспортной и пешеходной инфраструктуры;
    • границы зон с особыми условиями использования;
    • обоснование параметров и размещения объектов;
    • схемы вертикальной планировки и инженерной подготовки;
    • перечни мероприятий по охране окружающей среды и защите от ЧС.
  5. Согласование и утверждение ППТ.
    Проект подлежит обязательному согласованию с органами власти, в ведении которых находятся земельные, лесные или особо охраняемые территории, а также с главами муниципальных образований. Утверждение осуществляется уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней после проверки на соответствие требованиям.

  6. Публикация и вступление в силу.
    Утверждённая документация подлежит официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах в сети «Интернет». Со дня утверждения ранее действовавшие проекты планировки в отношении данной территории утрачивают силу.

Подготовка ППТ обеспечивает правовую и техническую основу для использования территорий, создания условий для развития инфраструктуры, соблюдения экологических и градостроительных требований, а также для последующей разработки проектной документации на объекты капитального строительства.

7. Составление проекта межевания территории

Проект межевания территории (ПМТ) представляет собой документ, определяющий местоположение границ образуемых и изменяемых земельных участков, а также устанавливающий или изменяющий красные линии. Его разработка осуществляется в рамках градостроительного законодательства для обеспечения правовой определённости и учёта характеристик территории.

Основные компоненты ПМТ:

  • основная часть (текстовая часть и чертежи межевания);
  • материалы по обоснованию.

Ключевые этапы подготовки ПМТ:

  1. Принятие решения о подготовке ПМТ.
    Решение может приниматься уполномоченными органами власти или инициаторами проектов (например, правообладателями объектов, субъектами естественных монополий, садоводческими товариществами). Для территорий, в отношении которых предусмотрено комплексное развитие, ПМТ разрабатывается в составе проекта планировки территории (ППТ) или отдельно.

  2. Подготовка основной части ПМТ.
    Основная часть включает:
    • текстовое описание с перечнем и площадями образуемых участков, включая участки общего пользования;
    • вид разрешённого использования образуемых земельных участков;
    • сведения о границах территории в системе координат ЕГРН;
    • чертежи, отображающие границы элементов планировочной структуры, красные линии, границы земельных участков и сервитутов.
  3. Формирование материалов по обоснованию.
    Материалы содержат чертежи с отображением:
    • границ существующих земельных участков;
    • зон с особыми условиями использования;
    • объектов капитального строительства;
    • границ ООПТ и объектов культурного наследия;
    • границ лесничеств и лесотаксационных выделов (при необходимости).
  4. Учёт инженерных изысканий и нормативных требований.
    Подготовка ПМТ осуществляется с использованием материалов инженерных изысканий, выполненных для ППТ, в течение пяти лет с даты их проведения. Местоположение границ участков определяется в соответствии с градостроительными регламентами, нормами отвода земель и иными требованиями федерального и регионального законодательства.

  5. Согласование и утверждение ПМТ.
    Для отдельных случаев (например, установление красных линий, затрагивающих территории общего пользования) проводятся общественные обсуждения. Утверждение осуществляется уполномоченным органом власти после проверки на соответствие законодательству. Согласование с органами власти требуется при подготовке ПМТ для земель лесного фонда или ООПТ.

  6. Публикация и правовые последствия.
    Утверждённый ПМТ подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте муниципального образования. На его основе осуществляется кадастровый учёт земельных участков, что обеспечивает юридическую основу для дальнейшего использования и распоряжения землёй.

Проект межевания территории обеспечивает формирование земельных участков с установленными границами и правовым статусом, что необходимо для их предоставления в пользование, проведения сделок, размещения объектов капитального строительства и реализации градостроительных решений в соответствии с требованиями устойчивого развития территорий.

ПРИЛОЖЕНИЕ В Пример обращения в органы власти

Проект обращения представляет собой формализованный юридический документ, состоящий из следующих ключевых структурных блоков:

Шапка документа: указание полного наименования и адреса органа власти-получателя, а также реквизитов отправителя (наименование, организационно-правовая форма, адрес, ИНН, ОГРН, контактные данные, исходящий номер и дата). Назначение: обеспечение юридической идентификации сторон и официальной регистрации входящей корреспонденции.

  1. Наименование документа: четкое указание типа обращения («ЗАЯВЛЕНИЕ», «ХОДАТАЙСТВО») и его краткая суть. Назначение: немедленное информирование о предмете обращения.

  2. Преамбула/Обращение: формальное обращение к руководителю органа власти. Назначение: соблюдение норм делового этикета.

  3. Содержательная часть:
    • Констатирующее изложение: четкое описание предмета обращения (кто, чего просит, в отношении какого объекта).

    • Обоснование причины обращения: разъяснение практической или юридической необходимости в запрашиваемом действии.

    • Нормативно-правовое обоснование: детальная аргументация, основанная на ссылках на конкретные статьи, пункты и подпункты действующего законодательства. Это ядро документа, доказывающее его правомерность.

    • Применимость норм к ситуации: пошаговое сопоставление условий закона с конкретной ситуацией заявителя («Организация является некоммерческой…», «Сооружение передано на праве…»). Назначение: демонстрация полного соответствия случая законодательным критериям, что минимизирует пространство для формального отказа.

  4. Просительная часть: четко сформулированные и нумерованные требования, вытекающие из обоснования. Назначение: конкретизация желаемых действий со стороны органа власти.

  5. Приложения: исчерпывающий перечень подтверждающих документов. Назначение: доказательная база, без которой обращение не может быть рассмотрено.

  6. Подпись и печать: подпись уполномоченного лица, печать организации (при наличии), дата.

Назначение: придание документу юридической силы.

Чтобы обращение не было формально отклонено и было рассмотрено по существу, необходима следующая подготовительная работа:

  1. Юридико-технический аудит: анализ действующего законодательства на предмет наличия именно той нормы, которая прямо предусматривает возможность запрашиваемого действия. Поиск аналогов, судебной практики и разъяснений уполномоченных органов.
  2. Документальная подготовка: сбор всего перечня документов, указанных в приложениях. Необходимо убедиться в их актуальности, полноте и том, что их содержание прямо подтверждает каждое утверждение, сделанное в тексте обращения (например, что договор действительно является безвозмездным пользованием, а не арендой).
  3. Верификация данных: получение свежих выписок из ЕГРН на объекты недвижимости и земельные участки для подтверждения кадастровых номеров, прав собственности и отсутствия обременений.
  4. Внутренние согласования: обеспечение того, что обращение подается от имени надлежащего органа управления организации (например, решение правления или председателя) и что представитель имеет действующую доверенность.
  5. Предварительные консультации (рекомендуется): неформальный запрос или устное обсуждение с сотрудником соответствующего отдела территориального органа. Это помогает понять внутреннюю процедуру, потенциальные «подводные камни» и скорректировать текст обращения до его официальной подачи.

Такой подход позволяет перейти от подготовки документов к проектному управлению, где заранее просчитываются риски, моделируется реакция системы и формируется исчерпывающая доказательная база для достижения цели.

Пример обращения

В Территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (полное наименование и адрес территориального органа)

От Некоммерческой организации (организационно-правовая форма и полное наименование) (адрес, ИНН, ОГРН)

Исх. № [номер] от «[дата]» [месяц] 2024 г. Контактное лицо: [ФИО] Тел.: [номер телефона]


ЗАЯВЛЕНИЕ о заключении договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в федеральной собственности

Уважаемый руководитель!

[Полное наименование организации] (далее — Организация) обращается с просьбой о заключении договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в федеральной собственности, с кадастровым номером [Кадастровый номер земельного участка], расположенным по адресу: [Адрес земельного участка].

Основанием для обращения является необходимость обеспечения законного режима использования земельного участка, на котором расположен объект федеральной собственности — [Наименование объекта] (кадастровый номер: [Кадастровый номер объекта]), переданное Организации на ответственное хранение. [Краткое пояснение: Указать тип объекта и его назначение, например: “защитное сооружение гражданской обороны”, “нежилое здание” и т.п.]

Правовое обоснование заключения договора безвозмездного пользования:

В соответствии с действующим законодательством, использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться на предусмотренных законом правах.

  1. Статья 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) регламентирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование. Подпункт 4.2 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ предусматривает возможность предоставления земельного участка в безвозмездное пользование некоммерческим организациям при условии, что на участке расположены находящиеся в государственной собственности здания/сооружения, переданные им в безвозмездное пользование.
  2. Применимость указанной нормы к нашей ситуации:
    • организация является некоммерческой (что подтверждается уставными документами);
    • на земельном участке расположен объект недвижимости, находящийся в федеральной собственности;
    • указанный объект передан Организации на праве безвозмездного пользования на основании [Реквизиты распорядительного документа]. [Краткое пояснение: Указать тип и реквизиты документа, например: “Распоряжение Территориального управления Росимущества от [дата] № [номер]”]

Таким образом, все условия, предусмотренные законодательством для заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, соблюдены.

Заключение договора позволит легализовать использование земельного участка, необходимого для обеспечения сохранности объекта федеральной собственности.

На основании изложенного и в соответствии со статьями 39.10, 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации,

ПРОСИМ:

  1. Рассмотреть настоящее заявление и заключить договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером [Кадастровый номер земельного участка].
  2. Установить срок действия договора до момента прекращения права безвозмездного пользования расположенным на участке объектом недвижимости.

Приложения:

  1. Копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.
  2. Копия Устава Организации.
  3. Копия документа, подтверждающего право безвозмездного пользования объектом недвижимости. *[Краткое пояснение: Указать конкретный документ, например: “Распоряжение о передаче имущества”]
  4. Выписки из ЕГРН на земельный участок и объект недвижимости.
  5. Доверенность на представителя (при необходимости).

Руководитель Организации _________ / [ФИО] / (подпись) М.П.

«[дата]» [месяц] 2024 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Пример ответа органа власти

Ответ органа власти является официальным документом, составленным в соответствии с установленными правилами делопроизводства. Его структура формализована и предсказуема, что позволяет заявителю легко найти ключевую информацию — решение и его обоснование.

Общая структура (универсальна для любого ответа):

  1. Шапка документа: указывается наименование органа власти, его адрес и контактные данные. Часто здесь же проставляется исходящий номер и дата регистрации ответа.
  2. Адресат: полное наименование организации-заявителя или ФИО гражданина, его адрес.
  3. Заголовок: как правило, «Исх. № … на ваше обращение от …» или «Ответ на обращение от …».
  4. Преамбула: стандартная формулировка о рассмотрении обращения со ссылкой на его входящий номер и дату. Упоминаются федеральные законы (например, № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
  5. Основная содержательная часть:
    • Констатация факта/ситуации: краткое описание сути вашего запроса.
    • Изложение результатов рассмотрения: самое важное. Здесь содержится анализ представленных документов и правовых норм.
    • Решение: четко сформулированный ответ на вашу просьбу (удовлетворение или отказ).
    • Правовое обоснование решения: ссылки на конкретные статьи законов, нормативных актов, регламентов, которые являются основанием для принятого решения.
  6. Заключительная часть: информация о дальнейших действиях (если требуется) или о порядке обжалования решения (в случае отказа).
  7. Подпись: должность, ФИО, подпись уполномоченного лица и печать органа власти.

Пример положительного ответа

Такой ответ носит информативный и разрешительный характер.

Структура положительного ответа:

  • указание на рассмотрение обращения.
  • констатация соответствия ваших документов и требований законодательству.
  • прямое согласие удовлетворить вашу просьбу.
  • четкое описание дальнейших шагов для заявителя (куда приехать, что подписать, какие документы предоставить).
  • правовое обоснование, часто дублирующее нормы из вашего же обращения, но уже как подтверждение их правильности.

[Шапка: герб, наименование Территориального управления Росимущества в г. Москве, адрес, исх. № 12345-р от 15.10.2024]

ООО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ» [адрес]

Исх. № 12345-р на Ваше обращение от 10.09.2024 (вх. № 56789 от 12.09.2024)

Уважаемый [ФИО Руководителя]!

Территориальное управление Росимущества в г. Москве рассмотрело ваше обращение от 10.09.2024 о заключении договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 77:05:0045026:3000 и сообщает следующее.

Вашим обращением представлены документы, подтверждающие соответствие условий предоставления земельного участка в безвозмездное пользование требованиям подпункта 4.2 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, Ваша просьба удовлетворена.

Для подготовки проекта договора и его согласования просим предоставить в отдел работы с земельными активами (каб. 305) следующие документы:

  1. Актуальную выписку из ЕГРЮЛ.
  2. Доверенность на представителя, уполномоченного подписать договор (если подписывает не руководитель).

О дате и времени подписания договора вы будете уведомлены дополнительно по указанному контактному телефону.

Заместитель начальника Управления _____ / А.И. Петров / М.П.


Пример отрицательного ответа (мотивированного отказа)

Отказ всегда должен быть мотивированным и содержать четкие, проверяемые основания.

Структура отрицательного ответа:

  • указание на рассмотрение обращения;
  • констатация факта анализа документов;
  • четкая формулировка об отказе;
  • детальное правовое и/или фактическое обоснование причин отказа. Это самая важная часть, так как она указывает, что именно нужно исправить или оспорить;
  • разъяснение порядка обжалования принятого решения.

[Шапка: герб, наименование Территориального управления Росимущества в г. Москве, адрес, исх. № 12346-р от 15.10.2024]

ООО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ» [адрес]

Исх. № 12346-р на Ваше обращение от 10.09.2024 (вх. № 56789 от 12.09.2024)

Уважаемый [ФИО Руководителя]!

Территориальное управление Росимущества в г. Москве рассмотрело ваше обращение от 10.09.2024 о заключении договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 77:05:0045026:3000 и сообщает следующее.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что представленное Вами Дополнительное соглашение от 20.12.2017 № Д/07-14/1 не содержит прямого указания на безвозмездность пользования федеральным имуществом (сооружением), а определяет исключительно условия ответственного хранения.

Таким образом, право безвозмездного пользования объектом недвижимости, которое является обязательным условием применения подпункта 4.2 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, надлежащим образом не подтверждено.

В связи с непредставлением документов, в полной мере подтверждающих право безвозмездного пользования сооружением, кадастровый номер 77:05:0045026:1400, в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование на основании указанной нормы права отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в вышестоящий орган (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) или в суд в установленном порядке.

Заместитель начальника Управления _____ / А.И. Петров / М.П.

В случае получения отрицательного ответа именно его мотивировочная часть является ключом к дальнейшим действиям: нужно либо устранить указанную причину отказа (например, запросить у собственника документ, прямо подтверждающий право безвозмездного пользования), либо обжаловать решение, если вы с ним не согласны.


С. И. Ивасюк
12 сентября 2025 г.