СТО НСЗ 05-2025. Экспертное исследование землепользования СТО НСЗ 05-2025. Экспертное исследование землепользования | Искусство землепользования

Методика

СТО НСЗ 05-2025. ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Стандарт предназначен для экспертов, специалистов органов власти, кадастровых инженеров и других заинтересованных лиц, стремящихся устранить ограничения и оптимизировать землепользование.

1. Предисловие

Настоящий стандарт разработан экспертом межрегиональной общественной организации «Национальный союз землепользователей» С. И. Ивасюком.

Землепользование — это состояние и процесс, включающий использование земельных ресурсов, управление правами, обязанностями и взаимодействием заинтересованных сторон.

Цель данного документа — установить стандарт проведения экспертного анализа землепользования, который позволит экспертам системно подходить к:

  • оценке текущего состояния земель;
  • выявлению возможностей и ограничений;
  • подготовке рекомендаций для оптимизации использования земельных ресурсов.

Особое внимание уделяется субъектному фактору — интересам, намерениям, потребностям и возможностям действующих лиц, которые являются ключевым элементом формирования землепользования.

Задачи документа:

  1. Определение терминов и понятий

    Для обеспечения единого понимания всеми участниками процесса необходимо определить основные термины, связанные с землепользованием, включая правовые, экономические и технические аспекты.

  2. Описание целей и задач исследования

    Экспертное исследование должно быть направлено на активацию действующих лиц, чтобы они могли грамотно управлять своими намерениями, привлекать дополнительные ресурсы и принимать обоснованные решения в сфере землепользования.

  3. Представление методов анализа

    Документ представляет методы исследования, включает анализ возможностей и ограничений в использовании земель, а также оценку их потенциала для различных видов деятельности с учетом экологических, экономических и социальных факторов.

  4. Установление порядка подготовки экспертного заключения

    Заключение должно быть ориентировано на активацию действующих лиц, содержать рекомендации и учитывать все выявленные в ходе исследования аспекты землепользования.

  5. Рекомендации по изменению мотивации действующих лиц

    Для оптимизации землепользования важно не только выявить проблемы и предложить пути их решения, но и разработать меры по изменению мотивации участников, направленные на повышение их заинтересованности в рациональном использовании земельных ресурсов.

Документ предназначен для:

  • экспертов:
  • специалистов органов власти;
  • кадастровых инженеров;
  • иных заинтересованных лиц, стремящихся устранить ограничения и оптимизировать землепользование.

2. Термины и определения

В разделе даются определения ключевых терминов, которые используются в документе. Определение терминов необходимо для того, чтобы все участники процесса (эксперты, специалисты органов власти, кадастровые инженеры и другие заинтересованные лица) могли единообразно трактовать используемые понятия.

Землепользование — совокупность прав и обязанностей, установленных на разграниченной территории, связанных с использованием земельных ресурсов.

Земли — территории, имеющие установленную категорию, порядок использования и качественные характеристики.

Территория — земельное пространство, выделенное градостроительными документами.

Земельный участок – часть земной поверхности с ограниченным доступом, имеющая присвоенные в установленном порядке характеристики, однозначно определяющие местоположение.

Действующее лицо — физическое или юридическое лицо, обладающее правами и возможностями для реализации своих намерений в отношении земельного участка.

Землепользователь — лицо, использующее земельный участок для получения прибыли или иных целей.

Оператор территории — организация, предоставляющая услуги по обустройству и обслуживанию территории.

Намерения — предполагаемые действия, связанные с использованием земельных ресурсов.

Мотив действия — причина, побуждающая к действиям, связанным с использованием земли.

Условия использования земель — факторы, влияющие на использование земельных ресурсов.

Правоотношение — правовая связь между субъектами, возникающая в отношении разграниченной территории, включающая права и обязанности.

3. Организация экспертного исследования

3.1. Этапы исследования

Экспертное исследование состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, каждый из которых играет роль в достижении конечной цели. Ниже приведена последовательность этапов исследования и их взаимосвязь.

Настоящий стандарт устанавливает последовательность проведения экспертного анализа землепользования, включающего следующие взаимосвязанные этапы:

  1. Начало исследования:

    а) постановка задач экспертного исследования;

    б) определение методологии анализа (универсальные принципы анализа).

  2. Сбор и анализ данных:

    а) комплексный анализ состояния и использования земель;

    б) методы описания условий землепользования (сбор данных);

    в) методы анализа условий землепользования (интерпретация данных).

  3. Изучение территории:

    а) общие сведения об исследуемой территории;

    б) анализ условий землепользования (физико-географические, экономические, социальные условия).

  4. Формулирование выводов:

    а) результаты анализа условий землепользования;

    б) выявленные проблемы;

    в) потенциал территории.

  5. Подготовка рекомендаций:

    а) подготовка предложений;

    б) методы подготовки предложений;

    в) состав предложений (конкретные рекомендации).

  6. Реализация рекомендаций:

    а) методы изменения мотивации действующих лиц;

    б) обеспечение практической реализации предложений).

3.2. Разделы настоящего стандарта

Каждый раздел стандарта описывает определенный этап исследования, формируя логическую последовательность — от постановки задач до практических рекомендаций. Последовательное изложение разделов обеспечивает системный подход к исследованию:

  1. Введение:

    а) задает концептуальные рамки всего исследования,

    б) четко определяет цели и целевую аудиторию документа,

    в) служит ориентиром для последующей работы.

  2. Термины и определения:

    а) устраняет возможные разночтения в профессиональной лексике,

    б) обеспечивает терминологическую согласованность документа,

    в) особенно важен для междисциплинарных исследований.

  3. Общая цель и задачи исследования:

    а) формулирует стратегические ориентиры работы,

    б) конкретизирует ожидаемые результаты,

    в) определяет направления аналитической деятельности.

  4. Анализ как универсальный метод исследования:

    а) раскрывает методологическую базу исследования,

    б) описывает последовательность аналитических процедур,

    в) содержит критерии оценки полученных данных.

  5. Универсальные принципы анализа:

    а) гарантирует объективность и достоверность выводов,

    б) предотвращает субъективные искажения данных,

    в) обеспечивает комплексный подход к исследованию.

  6. Комплексный анализ состояния и использования земель:

    а) связывает теоретические положения с практикой,

    б) выявляет расхождения между фактическим и целевым использованием,

    в) определяет ключевые проблемные зоны.

  7. Методы описания условий землепользования:

    а) систематизирует процесс сбора первичных данных,

    б) обеспечивает полноту и репрезентативность информации,

    в) создает основу для последующего анализа.

  8. Методы анализа условий землепользования:

    а) позволяет выявить причинно-следственные связи,

    б) обеспечивает переход от эмпирических данных к выводам,

    в) формирует базу для разработки рекомендаций.

  9. Общие сведения об исследуемой территории:

    а) создает информационный фундамент исследования,

    б) позволяет учитывать территориальную специфику,

    в) дает представление о динамике землепользования.

  10. Анализ условий землепользования:

    а) выявляет ключевые факторы влияния,

    б) оценивает степень их воздействия,

    в) определяет потенциал территории.

  11. Результаты анализа условий землепользования:

а) систематизирует полученные выводы,

б) оценивает выявленные проблемы,

в) определяет направления оптимизации.
  1. Подготовка предложений:

    а) трансформирует аналитические выводы в практические меры,

    б) учитывает специфику территории,

    в) направлен на решение выявленных проблем.

  2. Методы подготовки предложений:

    а) обеспечивает обоснованность рекомендаций,

    б) учитывает мнение заинтересованных сторон,

    в) гарантирует реализуемость предложений.

  3. Состав предложений:

    а) конкретизирует возможные меры воздействия,

    б) учитывает правовые и экономические аспекты,

    в) направлен на достижение устойчивого эффекта.

  4. Методы изменения мотивации действующих лиц:

    а) учитывает человеческий фактор в землепользовании,

    б) предлагает механизмы вовлечения участников,

    в) обеспечивает вовлечение действующих лиц.

  5. Оформление экспертного заключения:

    а) придает результатам исследования официальный статус,

    б) обеспечивает понятное представление выводов,

    в) содержит конкретные рекомендации для реализации.

Каждый раздел логически связан с предыдущими и последующими, формируя целостную систему исследования земельных ресурсов.

4. Общая цель и задачи исследования

Цель исследования — подготовка активного участника, способного управлять своими намерениями, мобилизовать ресурсы и выполнять необходимые обязанности для достижения результатов. Такой участник должен обладать навыками критического мышления, чтобы отказываться от нереалистичных или нецелесообразных желаний и действовать в рамках существующих ограничений. Ключевой элемент исследования — активация возможностей действующих лиц и изменение их мотивации для достижения целей.

Эксперту необходимо уточнить цели проводимого исследования, решаемые задачи и выбрать подходящие методы для достижения целей и решения задач.

4.1. Задачи экспертного исследования

Задачи экспертного исследования направлены на сбор данных, выявление проблем и возможностей, а также подготовку рекомендаций для оптимизации использования земель.

  1. Провести анализ текущего состояния земель, включая сбор данных, натурное обследование и изучение намерений действующих лиц.
  2. Выявить возможности и ограничения в использовании земель, включая систематизацию данных, определение факторов, влияющих на землепользование, и выявление расхождений между представленными материалами и реальностью.
  3. Подготовить предложения по оптимизации землепользования (при подтвержденной готовности действующих лиц), включая корректировку целей и намерений, разработку мероприятий и консультации с заинтересованными лицами.
  4. Провести образовательные мероприятия для действующих лиц, чтобы помочь им объективно оценить возможности и ограничения территории.
  5. Оценить готовность действующих лиц устранить ограничения и оптимизировать землепользование.

4.2. Методы экспертного исследования

Для достижения целей исследования и решения поставленных задач используются методы:

  1. Анализ текущего состояния земель:

    а) сбор данных, натурное обследование;

    б) изучение намерений;

    в) проверка достоверности представленных материалов;

    г) адаптация информации для заинтересованных лиц.

  2. Выявление возможностей и ограничений (факторный анализ):

    а) систематизация данных;

    б) определение факторов, влияющих на землепользование;

    в) выявление расхождений между представленными материалами и реальностью;

    г) образовательные мероприятия;

    д) оценка готовности действующих лиц.

  3. Подготовка предложений (при подтвержденной готовности):

    а) разработка мероприятий,

    б) консультации с заинтересованными лицами, корректировка целей и намерений, формирование рационального подхода, оформление отчета.

Рисунок 1 - общая схема экспертного исследования
Рисунок 1 - общая схема экспертного исследования

5. Анализ как универсальный метод исследования

Анализ — это процесс изучения объекта или явления с целью выявления его сущности, структуры, взаимосвязей и закономерностей.

5.1. Основные этапы анализа

Анализ представляет собой последовательное исследование объекта или явления, направленное на раскрытие его сущности, структуры и закономерностей. Этот процесс включает несколько взаимосвязанных этапов — от постановки целей до оформления результатов, — каждый из которых вносит вклад в достоверность и практическую ценность исследования.

Основные этапы анализа:

  1. Постановка цели и задач

    Определение целевого направления анализа (например, выявление причин проблемы, оценка текущего состояния, разработка предложений) и конкретных задач для его реализации.

  2. Сбор и систематизация данных

    Получение информации из релевантных источников (документы, наблюдения, опросы) с последующей структуризацией и первичной обработкой.

  3. Изучение объекта/явления

    Детальное описание объекта анализа, выявление ключевых взаимосвязей и факторов, влияющих на его состояние.

  4. Выявление проблем, возможностей и ограничений Определение ключевых проблем, возможностей для улучшения и ограничений, препятствующих достижению целей.

  5. Формирование выводов и рекомендаций

    Разработка обоснованных заключений и практических предложений, вытекающих из проведенного исследования.

  6. Оформление результатов

    Подготовка итогового отчета с использованием наглядных элементов представления данных (графики, схемы, таблицы).

5.2. Универсальные принципы анализа

Универсальные принципы анализа обеспечивают качество и достоверность результатов исследования.

  1. Системность

    Необходимо учитывать все аспекты объекта или явления, а также их взаимосвязи.

  2. Объективность

    Выводы и рекомендации должны основываться на достоверных данных и фактах.

  3. Комплексность

    Анализ должен охватывать как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на объект или явление.

  4. Практическая направленность

    Результаты анализа должны быть применимы для решения конкретных задач или проблем.

  5. Итеративность

    Анализ может повторяться с учетом новых данных или изменений в условиях.

6. Комплексный анализ состояния и использования земель

Раздел является центральным в документе, так как он описывает, как эксперт должен проводить анализ состояния и использования земель. Здесь рассматриваются ключевые моменты, такие как соответствие земель целевому назначению, выявление потенциала и ограничений территории. Раздел связывает теоретические принципы анализа с практическими методами исследования.

Эксперт анализирует: текущее состояние и использование земель на предмет их соответствия:

  • установленному целевому назначению;
  • разрешенному виду использования;
  • намерениям действующих лиц (при их наличии).

Эксперт определяет: потенциал и возможности исследуемой территории; препятствия и ограничения, затрудняющие использование земель. Для получения и анализа исходной информации эксперт выбирает и использует подходящие методы.

6.1. Методы описания условий землепользования

В разделе описываются конкретные методы, которые эксперт может использовать для сбора и описания данных о землепользовании. Эти методы включают анализ документации, натурное обследование территории, верификацию данных и уточнение потенциала действующих лиц.

  1. Сбор и анализ документации:

    а) кадастровые данные, правоустанавливающие документы, градостроительные планы;

    б) сбор и обработка сведений из открытых источников и архивов.

  2. Натурное обследование территории (при необходимости):

    а) визуальный осмотр для выявления характера использования и случаев нецелевого использования;

    б) рекогносцировочное обследование для сравнения фактического использования с данными ЕГРН;

    в) использование материалов аэрофотосъемки, космической съемки и данных беспилотных летательных аппаратов;

    г) использование ГИС-технологий для визуализации данных.

  3. Верификация представленных материалов:

    а) проверка достоверности материалов, предоставленных для проведения экспертного исследования (например, рекламных материалов, градостроительных мастер-планов, концепций и предпроектных проработок).

  4. Уточнение потенциала действующих лиц:

    а) анализ документов, интервью и опросов для выявления мотивов и возможностей.

  5. Сравнение фактического состояния и использования земель: а) сравнение с установленными требованиями, планами действующих лиц и представленными материалами.

6.2. Методы анализа условий землепользования

После сбора данных эксперт переходит к их анализу. В разделе описываются методы, которые позволяют выявить несоответствия между условиями использования земель, оценить выявленные проблемы и систематизировать данные.

  1. Выявление несоответствий между условиями использования земель:

    а) количественные методы для сравнения затрат, доходов, требуемых ресурсов (например, математические модели, экономические расчеты требуемых затрат и располагаемых финансовых ресурсов);

    б) качественные методы анализа социальных, культурных и организационных аспектов формирования землепользования;

    в) экспертная оценка условий, ограничений и возможностей;

    г) метод сценариев: оценка последствий реализации разрешенного использования земель и намерений действующих лиц.

  2. Оценка выявленных несоответствий:

    а) критические условия, требующие обязательных действий (например, отсутствие инфраструктуры, экологические проблемы);

    б) регулируемые условия, которые можно корректировать или оптимизировать (например, изменение вида разрешенного использования).

  3. Систематизация данных, полученных на этапе анализа:

    а) формирование перечня возможностей, препятствий и ограничений с учетом выявленных расхождений.

  4. Оценка готовности действующих лиц:

    а) опросы, интервью,

    б) анализ финансовых и организационных возможностей для преодоления ограничений и оптимизации землепользования.

6.3. Общие сведения об исследуемой территории

Общие сведения об используемой территории включают описания местоположения и площади, категории и разрешенного использования земель, истории формирования землепользования.

  1. Местоположение и площадь:

    а) местоположение: указать адрес, кадастровый номер, географическое положение;

    б) площадь: общая площадь территории, площадь земельных участков, зон с особыми условиями использования.

  2. Категория и разрешенное использование земель:

    а) категория земель: сельскохозяйственные, населенных пунктов, промышленного назначения и т.д.;

    б) разрешенное использование: виды разрешенного использования земельных участков (например, жилая застройка, сельскохозяйственное использование).

  3. Краткая история землепользования:

    а) основные этапы освоения территории;

    б) изменения в целевом назначении и разрешенном использовании земель.

6.4. Анализ условий землепользования

Рассматриваются конкретные условия, которые влияют на использование земель: природно-ресурсные, экономические, социальные, правовые. Рекомендации раздела помогают эксперту выявить, какие факторы могут ограничивать или способствовать использованию земельных ресурсов.

  1. Природно-ресурсные условия

    1.1. Природно-географические условия:

    а) рельеф;

    б) климат;

    в) почвы;

    г) водные ресурсы.

    1.2. Мелиоративное состояние земель:

    а) наличие мелиоративных систем;

    б) состояние мелиоративных систем.

  2. Экономические условия:

    а) доходность;

    б) инвестиционная привлекательность;

    в) наличие финансовых ресурсов.

  3. Социальные условия:

    а) наличие трудовых ресурсов;

    б) уровень жизни населения;

    в) общественное мнение по поводу развития территории.

  4. Территориально-планировочные условия

    4.1. Градостроительное зонирование:

    а) наличие зон с особыми условиями использования;

    б) территориальные зоны;

    в) элементы планировочной структуры.

    4.2. Образование земельных участков:

    а) наличие определенных границ земельных участков;

    б) обеспечение доступа к землям общего пользования, подъездных путей;

    в) образование земельных участков общего назначения;

    г) соответствие фактического использования земель их целевому назначению и разрешенному использованию.

  5. Правовые условия

    5.1. Возникшие права и обязанности: а) права собственности;

    б) аренда;

    в) сервитуты.

    5.2. Установленные ограничения прав:

    а) ограничения на использование земель в границах зон с особыми условиями использования.

  6. Инфраструктурные условия

    6.1. Инженерное оборудование территории:

    а) наличие и состояние инженерных сетей (электричество, водоснабжение, канализация).

    6.2. Благоустройство территории:

    а) наличие зеленых зон, парков, мест отдыха;

    б) гостевые автостоянки.

  7. Условия действующих лиц

    7.1. Цели и потребности землепользователя:

    а) основные цели использования земель (например, получение прибыли, развитие территории, комфортные условия проживания).

    7.2. Возможности действующих лиц:

    а) финансовые ресурсы;

    б) технические ресурсы;

    в) человеческие ресурсы.

    7.3. Интересы и намерения действующих лиц:

    а) намерения по использованию земель;

    б) соответствие намерений реальным возможностям;

    в) реализованные и нереализованные интересы.

Выделенные условия землепользования сравниваются между собой, выявляются несоответствия условий. Выявленные несоответствия оцениваются, систематизируются. Оценивается готовность действующих лиц к преодолению ограничений.

6.5. Результаты анализа условий землепользования

После проведения анализа эксперт формулирует выводы о выявленных условиях, потенциале территории и проблемах.

Выявленные условия

  1. Критические условия (препятствия, требующие обязательных действий):

    а) отсутствие подъездных путей;

    б) экологические проблемы: загрязнение почв, загрязнение водных объектов;

    в) отсутствие инженерных коммуникаций.

  2. Регулируемые условия (факторы, поддающиеся корректировке):

    а) изменение вида разрешенного использования;

    б) развитие инфраструктуры территории;

    в) оптимизация границ землепользования.

Потенциал территории

  1. Возможности для развития:

    а) изменение функционального назначения отдельных участков;

    б) повышение инвестиционной привлекательности;

    в) увеличение отдачи от вложенных ресурсов.

  2. Наличие ресурсов для реализации планов:

    а) финансовые возможности действующих лиц;

    б) техническая оснащенность;

    в) кадровый потенциал.

Выявленные проблемы и несоответствия

  1. Несоответствие целевому назначению:

    а) участки, используемые не по назначению.

  2. Экологические ограничения:

    а) загрязнение почвенного покрова;

    б) деградация водных ресурсов;

    в) нарушение природного ландшафта.

  3. Экономические ограничения:

    а) низкая рентабельность землепользования;

    б) недостаток инвестиционных вложений;

    в) высокая стоимость подключения к инженерным сетям.

  4. Инфраструктурные ограничения:

    а) отсутствие уличной и дорожной сети;

    б) нехватка инженерных коммуникаций;

    в) отсутствие доступа к землям общего пользования.

  5. Правовые ограничения:

    а) наличие зон с особыми условиями использования земель;

    б) ошибки в кадастровых записях;

    в) несоответствие документации фактическому использованию.

  6. Организационные проблемы:

    а) отсутствие координации между участниками процесса;

    б) недостаточный уровень взаимодействия с органами власти;

    в) неэффективное градостроительное планирование;

    г) отсутствие землеустройства.

7. Подготовка предложений

Если действующие лица выражают намерение и готовность преодолеть выявленные препятствия и ограничения, эксперт разрабатывает предложения по мероприятиям.

7.1. Методы подготовки предложений

Процесс разработки предложений включает три ключевых этапа:

  1. Консультации с заинтересованными сторонами
  2. Разработку конкретных мероприятий
  3. Формулировку практических рекомендаций

Для реализации каждого этапа применяются следующие методы:

  1. Проведение консультаций с участниками процесса:

    а) выявление реальных намерений и мотивации действующих лиц;

    б) оценка их готовности к реализации изменений;

    в) сбор дополнительной информации от непосредственных участников.

  2. Разработка мероприятий:

    а) учет выявленных ограничений и препятствий;

    б) минимизация влияния негативных факторов;

    в) адаптация планов к существующим условиям.

  3. Подготовка рекомендаций по оптимизации землепользования: а) изменение видов разрешенного использования территорий; б) четкое разграничение земельных участков;

    в) планирование развития инфраструктуры.

  4. Корректировка целей участников:

    а) адаптация планов с учетом текущего состояния территории;

    б) устранение противоречий между интересами сторон;

    в) балансировка между амбициями и реальными возможностями.

  5. Оформление итоговых предложений:

    а) структурирование данных в виде отчета или плана действий;

    б) обоснование рекомендаций объективными показателями;

    в) подкрепление аргументов рациональными доводами.

7.2. Состав предложений

Предложения, которые эксперт может включить в отчет, охватывают широкий спектр вопросов оптимизации землепользования.

  1. Изменение правового статуса земель:

    а) например, перевод из одной категории в другую;

    б) образование земельных участков общего назначения.

  2. Изменение в планировке территории:

    а) образование земельных участков общего назначения;

    б) корректировка границ.

  3. Организация взаимодействия с органами власти:

    а) получение необходимых разрешений;

    б) согласование проектов планировки территории.

  4. Кооперация действующих лиц:

    а) создание кооперативов землепользователей;

    б) оформление договорных отношений между участниками.

  5. Исправление реестровых ошибок:

    а) уточнение границ земельный участков;

    б) исправление кадастровых данных.

  6. Способы обеспечения доступа к землям общего пользования:

    а) установление сервитутов;

    б) изменение планировочной организации территории.

  7. Меры по приведению территории в состояние, пригодное для использования:

    а) инженерное оборудование территории;

    б) проведение мелиоративных работ;

    в) расчистка и планировка территории.

  8. Внесение изменений в правила землепользования и застройки:

    а) корректировка градостроительных регламентов;

    б) изменение зонирования территории.

  9. Разрешение правовых вопросов:

    а) узаконивание строительства в судебном порядке;

    б) разрешение земельный споров.

  10. Другие предложения:

    а) получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;

    б) исправление допущенных при строительстве нарушений;

    в) поведение работ по уточнению местоположения береговой линии, прибрежной защитной полосы прилегающих водных объектов;

    г) развитие инфраструктуры территории: сооружение дорог, улиц, проездов, тротуаров, мест сбора мусора, инженерных коммуникаций, пожарных водоемов, объектов охраны территории;

    д) иные мероприятия в компетенции эксперта.

7.3. Методы изменения мотивации действующих лиц

Эксперт может повлиять на мотивацию действующих лиц, чтобы они были готовы реализовать предложения по преодолению ограничений и оптимизации землепользования. Рассматриваются следующие методы:

  1. Демонстрация выгод от изменений:

    а) показать действующим лицам, как изменения в землепользовании могут привести к повышению доходности, улучшению экологической ситуации или социальной инфраструктуры;

    б) использовать примеры успешных проектов из других регионов.

  2. Предложение альтернативных путей достижения целей:

    а) если текущие планы действующих лиц нереалистичны, предложить альтернативные варианты, которые учитывают их интересы и возможности;

    б) провести анализ рисков и преимуществ каждого варианта.

  3. Проведение образовательных мероприятий:

    а) организовать семинары, тренинги или индивидуальные консультации для повышения осведомленности действующих лиц о возможностях и ограничениях территории;

    б) использовать наглядные материалы (схемы, графики, фото) для лучшего восприятия информации.

  4. Создание стимулов для участия:

    а) предложить финансовые стимулы (например, налоговые льготы);

    б) предоставить административные преференции (упрощение процедур согласования).

8. Оформление экспертного зпелючения

Экспертное заключение должно быть кратким, структурированным и содержать четкие выводы и рекомендации. Пример структуры:

  1. Титульный лист

    а) название документа: «Экспертное заключение по вопросу…»;

    б) наименование территории/участка (адрес, кадастровый номер);

    в) дата подготовки;

    г) сведения об организации-исполнителе (при наличии); д) ФИО, должность и контакты эксперта.

  2. Вводная часть

    а) цель составления документа;

    б) задачи экспертной оценки;

    в) нормативно-правовая база исследования.

  3. Объект исследования

    а) перечень исследуемых документов;

    б) общие характеристики территории:

    • местоположение;

    • площадь;

    • категория земель;

    • вид разрешенного использования.

  4. Экспертная оценка

    а) методы проведения исследования;

    б) анализ условий землепользования:

    • природно-ресурсные факторы;

    • экономические показатели;

    • социальные аспекты;

    в) оценка деятельности и мотивации действующих лиц.

  5. Выводы

    а) ключевые проблемы и ограничения;

    б) выявленный потенциал территории;

    в) основные несоответствия фактического и разрешенного использования.

  6. Рекомендации

    а) по изменению видов использования:

    • предлагаемые варианты;

    • обоснование изменений;

    б) по инфраструктурным улучшениям:

    • дорожная сеть;

    • инженерные коммуникации;

    в) по охране окружающей среды;

    г) по правовому сопровождению;

    д) по взаимодействию с заинтересованными сторонами.

  7. Приложения (при необходимости)

    а) картографические материалы:

    • схема границ территории;

    • зонирование;

    • инфраструктура;

    б) фотоматериалы;

    в) копии правоустанавливающих документов;

    г) таблицы аналитических данных;

    д) графики динамики изменений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стандарт организации «Экспертное исследование землепользования» (СТО НСЗ 05-2025) представляет системный подход к анализу земельных ресурсов, объединяющий методологическую строгость с практической направленностью. Его значимость заключается не только в детальной регламентации этапов исследования, но и в акценте на субъективном факторе — мотивации и возможностях участников процесса

Главное достоинство документа — его адаптивность. Сочетание универсальных аналитических принципов с гибкими методами взаимодействия с заинтересованными сторонами позволяет применять стандарт в различных условиях: от плотной городской застройки до обширных сельскохозяйственных территорий. При этом особое внимание уделяется преобразованию выводов исследования в конкретные управленческие решения. Междисциплинарный характер стандарта, охватывающий правовые, экономические, экологические и социальные аспекты, обеспечивает комплексность подхода, необходимую для устойчивого развития территорий.

Для успешного внедрения стандарта рекомендуется прежде всего сосредоточиться на обучении специалистов. Проведение семинаров с разбором реальных кейсов поможет экспертам освоить методы адаптации теоретических положений к практическим задачам. Не менее важно разработать типовые шаблоны заключений, что упростит процесс документирования результатов. Целесообразно также внедрить систему мониторинга реализации предложений — например, через регулярные аудиты, — чтобы оценивать эффективность принятых мер и корректировать их при необходимости.

Перспективным направлением развития стандарта может стать создание специализированных модулей для территорий с особыми условиями, таких как природоохранные зоны или районы интенсивной урбанизации. Это позволит сохранить универсальность методологического ядра, обеспечив при этом учет специфики отдельных категорий земель.

СТО НСЗ 05-2025 — это платформа для взаимодействия между экспертами, органами власти и землепользователями. Его применение способствует переходу от фрагментарных улучшений к системной оптимизации земельных ресурсов, балансируя между нормативными требованиями и экономической целесообразностью. Для изучения методик и актуальных практик рекомендуется обращаться к материалам базы знаний, доступной на сайте организации.


06 апреля 2025 г.