Статья
ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
Начало земельной реформе положил закон «О земельной реформе» 1990 года. Окончилась земельная реформа официально с принятием Земельного кодекса в 2001 году.
История приватизации земель
Указ Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР” и постановление правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов” предусматривали, что решение о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных земель принимают коллективы реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий. Завершить реорганизацию колхозов и совхозов и приватизацию государственных земель предписывалось к началу 1993 года.
Если предписание о реорганизации колхозов и совхозов в товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы было исполнено, то приватизация земель проведена в незначительном объеме — в Московской области к началу 1993 года были приватизированы земли 18% хозяйств с переоформлением в коллективную совместную собственность, а по России — 1%. Идея приватизации земель колхозов и совхозов не получила поддержку сельского населения.
Начиная с 1993 года, реорганизованным хозяйствам, в которых не была проведена приватизация земель, были выданы свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей, это означало, что вся земля хозяйств осталась в собственности государства. На этой стадии земельную реформу можно было считать завершенной, но история получила продолжение.
Указ Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” не изменил порядок приватизации земель. Пункт 9 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. №1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” регулирует исключительно завершающие административные процедуры оформления права собственности на земельные участки или выделения долей (паев) в натуре, а не процесс приватизации земель в целом. В нем не определяются условия, способы или критерии приватизации земель (например, кто имеет право на приватизацию, какие земли можно приватизировать, стоимость выкупа). Эти вопросы регулируются другими нормативными актами, такими как Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631. Норма направлена на завершение уже инициированных процессов, например, после принятия решения о приватизации, путем обеспечения быстрого оформления прав собственности и выдачи необходимых документов.
В марте 1996 года Президент принимает Указ № 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю”, которым предписывает в короткие сроки завершить выдачу гражданам свидетельств на право долевой собственности. Указание о выдаче гражданам свидетельств исполняется.
Результаты земельной реформы
С принятием земельного кодекса в 2001 году, все ранее выданные гражданам и хозяйствам свидетельства и государственные акты были признаны законными, а удостоверенные свидетельствами площади (без установленных границ), названы ранее учтенными земельными участками и получили кадастровые номера. По закону о введение в действие земельного кодекса, земли в постоянном (бессрочном) пользовании подлежат переоформлению в собственность или аренду. Сроки переоформления законом не установлены.
По сведениям последнего баланса земель 2007 года, в Российской Федерации граждане приватизировали 30% сельскохозяйственных земель, предприятия - 1%. В Московской области реорганизованные предприятия приватизировали 18% сельскохозяйственных земель. Земельный баланс составлялся в разрезе отдельных сельскохозяйственных предприятий, сводился на уровне районов, областей, Российской Федерации.
Таблица 1 - правовой статус сельскохозяйственных земель после земельной реформы по данным земельного баланса, тыс. га
Общая площадь | В собственности граждан | В собственности юридических лиц | В государственной и муниципальной собственности |
|
---|---|---|---|---|
Российская Федерация | 402 473,0 | 120 737,3 | 5 020,0 | 276 715,7 |
100% | 30% | 1% | 69% | |
Московская область | 1 827,7 | 736,9 | 337,5 | 753,3 |
100% | 40% | 18% | 42% |
Земельный баланс исходил из имеющейся площади земель и исключал двойной учет прав на землю. С 2008 года составление земельного баланса отменено и введено понятие земельных участков без установленных границ – тем самым созданы условия для двойного учета прав. На основании выданных свидетельств в реестр вносились сведения о долевой собственности граждан и праве постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственных предприятий на одну и ту же площадь. Примером сооруженной ситуации служит кадастровый квартал 03:19:240112, где земельные участки, выделенные из долевой собственности, накладываются на земельный участок в пользовании сельскохозяйственного предприятия.
Завершение земельной реформы
Для завершения земельной реформы необходимо решить взаимосвязанные вопросы:
- В судебном порядке ликвидировать созданный двойной учет прав — собственников земельных долей и сельскохозяйственных предприятий, владеющих землей на праве постоянного (бессрочного) пользования.
- Изъять невостребованные земельные доли в муниципальную собственность и определить границы этих земель в судебном порядке.
- Определить границы земель, приватизированных гражданами и сельскохозяйственными предприятиями, установить границы сельскохозяйственных земель, оставшихся в государственной собственности в результате составления проектов межевания.
Основу для проекта межевания составит баланс изъятых и предоставленных земель в границах реорганизованного колхоза или совхоза. Баланс исходит из имеющейся площади земель, в границах которой определяются площади, различающиеся по правовому статусу. Границы можно получить из землеустроительной документации, хранящейся в государственном фонде и планшетов ВИСХАГИ масштаба 1:10000, которые служили картографической основой для учета земель. Рамка планшетов позволяет подгрузить их в системе координат, используемой для ведения кадастра недвижимости.
29 марта 2024 г.