ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
Как закрыть тему?
Начало земельной реформе положил закон «О земельной реформе» 1990 года. Окончилась земельная реформа официально с принятием Земельного кодекса в 2001 году.
История приватизации земель
Указ Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР” и постановление правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов” предусматривали, что решение о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных земель принимают коллективы реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий. Завершить реорганизацию колхозов и совхозов и приватизацию государственных земель предписывалось к началу 1993 года.
Если предписание о реорганизации колхозов и совхозов в товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы было исполнено, то приватизация земель проведена в незначительном объеме — в Московской области к началу 1993 года были приватизированы земли 18% хозяйств с переоформлением в коллективную совместную собственность, а по России — 1%. Идея приватизации земель колхозов и совхозов не получила поддержку сельского населения.
Начиная с 1993 года, реорганизованным хозяйствам, в которых не была проведена приватизация земель, были выданы свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей, это означало, что вся земля хозяйств осталась в собственности государства. На этой стадии земельную реформу можно было считать завершенной, но история получила продолжение.
Указ Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” изменил порядок приватизации земель. Предоставление в районную администрацию списков владельцев земельных паев для получения свидетельств поручалось уже не коллективам реорганизуемых колхозов и совхозов, а руководителям реорганизованных сельскохозяйственных предприятий — появились списки дольщиков, получившие название «дополнительные». Списки по указу № 1767 составлялись, свидетельства на землю оформлялись, но при этом права бессрочного (постоянного)пользования, удостоверенные свидетельствами и государственными актами, не аннулировались — были созданы двойные права на одну землю.
В марте 1996 года Президент принимает Указ № 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю”, которым предписывает в короткие сроки завершить выдачу гражданам свидетельств на право долевой собственности, составленных по дополнительным спискам. Указание о выдаче гражданам свидетельств исполняется.
Результаты земельной реформы
С принятием земельного кодекса в 2001 году, все ранее выданные гражданам и хозяйствам свидетельства и государственные акты были признаны законными, а удостоверенные свидетельствами площади (без установленных границ), названы ранее учтенными земельными участками и получили кадастровые номера. По закону о введение в действие земельного кодекса, земли в постоянном (бессрочном) пользовании подлежат переоформлению в собственность или аренду. Сроки переоформления законом не установлены.
По сведениям последнего баланса земель 2007 года, в Российской Федерации граждане приватизировали 30% сельскохозяйственных земель, предприятия - 1%. В Московской области реорганизованные предприятия приватизировали 18% сельскохозяйственных земель. Земельный баланс составлялся в разрезе отдельных сельскохозяйственных предприятий, сводился на уровне районов, областей, Российской Федерации.
Таблица 1 - правовой статус сельскохозяйственных земель после земельной реформы по данным земельного баланса, тыс. га
Общая площадь | В собственности граждан | В собственности юридических лиц | В государственной и муниципальной собственности |
|
---|---|---|---|---|
Российская Федерация | 402 473,0 | 120 737,3 | 5 020,0 | 276 715,7 |
100% | 30% | 1% | 69% | |
Московская область | 1 827,7 | 736,9 | 337,5 | 753,3 |
100% | 40% | 18% | 42% |
Земельный баланс исходил из имеющейся площади земель и исключал двойной учет прав на землю. С 2008 года составление земельного баланса отменено и введено понятие земельных участков без установленных границ – тем самым созданы условия для двойного учета прав. На основании выданных свидетельств в реестр вносились сведения о долевой собственности граждан и праве постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственных предприятий на одну и ту же площадь. Примером сооруженной ситуации служит кадастровый квартал 03:19:240112, где земельные участки, выделенные из долевой собственности, накладываются на земельный участок в пользовании сельскохозяйственного предприятия.
Завершение земельной реформы
Для завершения земельной реформы необходимо решить взаимосвязанные вопросы:
- В судебном порядке ликвидировать созданный двойной учет прав — собственников земельных долей и сельскохозяйственных предприятий, владеющих землей на праве постоянного (бессрочного) пользования.
- Изъять невостребованные земельные доли в муниципальную собственность и определить границы этих земель в судебном порядке.
- Определить границы земель, приватизированных гражданами и сельскохозяйственными предприятиями, установить границы сельскохозяйственных земель, оставшихся в государственной собственности в результате составления проектов межевания.
Основу для проекта межевания составит баланс изъятых и предоставленных земель в границах реорганизованного колхоза или совхоза. Баланс исходит из имеющейся площади земель, в границах которой определяются площади, различающиеся по правовому статусу. Границы можно получить из землеустроительной документации, хранящейся в государственном фонде и планшетов ВИСХАГИ масштаба 1:10000, которые служили картографической основой для учета земель. Рамка планшетов позволяет подгрузить их в системе координат, используемой для ведения кадастра недвижимости.
29 марта 2024 г.